Специалист по латинской патристике и истории раннесредневековой Испании, профессор Тихоокеанского университета Сиэтла (США) Альберто Феррейро прочитал две лекции на Богословском факультете ПСТГУ. Лекции были организованы в рамках работы секции религиозного лидерства ЛИЦИ.
Специалист по латинской патристике и истории раннесредневековой Испании, профессор Тихоокеанского университета Сиэтла (США) Альберто Феррейро прочитал две лекции на Богословском факультете ПСТГУ. Лекции были организованы в рамках работы секции религиозного лидерства ЛИЦИ.
Первая лекция, прошедшая 22 октября, была посвящена переписке епископов Испании с епископами Рима (с III по VII в.). Рассмотренные письма являются важнейшим источником не только о взаимодействии епископов Рима с испанскими предстоятелями, но и вообще по истории папства. Обе темы в последнее время, по словам Феррейро, стали привлекать все большее внимание, в том числе среди богословов.
Как отметил профессор, вопрос о первенстве престола св. Петра получил особую актуальность после энциклики Иоанна Павла II Ut unum sint 1995 года. В центр внимания оказались вопросы, связанные с функционированием римского первенства в первые века истории христианской Церкви.
Лектор подчеркнул, что среди историков существуют диаметрально противоположные оценки деятельности римских пап в первые шесть столетий. Одни исследователи приписывают ей возникший гораздо позднее монархический характер, утверждая, что папы имели юрисдикцию над всеми западными церквями и навязывали им свою политику. Другие ученые так же безосновательно, по мнению Феррейро, говорят, что римские понтифики вовсе не обладали никаким влиянием среди остальных епископов.
Между тем в силу географический условий и исторически сложившихся обстоятельств римский престол выполнял роль посредника между Западом и Востоком. И потому папа римский обладал влиянием, его мнение имело вес, и к нему могли апеллировать в спорных вопросах. Однако, как подчеркнул Феррейро, единственным инструментом воздействия, который был в распоряжении папы римского, являлось пастырское увещевание.
Вторая лекция, состоявшаяся в 25 октября, была посвящена обращению свевов в христианство. Профессор начал с подробного рассказа о переселении варваров на территорию Римской империи и дальнейшей истории свевов. Отдельно Феррейро подчеркнул, что все еще сохраняющаяся в науке теория о варварском вторжении как причине падения Западной Римской империи не выдерживает никакой критики. С одной стороны, империя переживала кризис еще до этого, а германские миграции только лишь усугубили ситуацию. С другой стороны, варвары никогда не ставили перед собой уничтожения римской цивилизации, а, напротив, были проникнуты к ней особым уважением. Кроме того, после того, германские племена поселились в Испании, римская инфраструктура, в том числе дороги и акведуки, продолжала еще долгое время функционировать, а города процветать. Чеканка же монеты варварскими королями свидетельствует, что экономическая система отнюдь не пережила своего краха.
В этих условиях свевы после ряда перипетий основали в 430-х гг. свое королевство в Галисии, которое просуществовало до 584/585 г., когда оно было покорено вестготским королем Леовигильдом. При Рехиарии (448–456) свевы первыми из германских племен приняли христианскую веру в кафолической форме, однако вскоре после его гибели свевы приняли арианское вероучение.
Ключевую роль в окончательном утверждении кафолического христианства среди свевов сыграл Мартин Брагский (ок. 520 — ок. 579). Его значение для истории свевского королевства, как всей последующей истории северо-востока Пиренейского полуострова, сложно переоценить. Благодаря его усилиям здесь сформировалась церковная структура, а также была основана обширная сеть монастырей.
Феррейро подчеркнул особое значение Мартина Брагского как медиатора восточных традиций на самом западе римского мира. Так, введение в действие Capitula Martini (84 канона восточных соборов) приблизили церковные практики Галисии к таковым на Востоке. Наконец, лектор напомнил, что именно Мартин способствовал переводу «Изречений египетских отцов» (Apophthegmata Patrum) на латинский язык. Эти сборники аскетической мудрости оказали огромное влияние на монашество по всей Испании, определив многие его особенности вплоть до распространения здесь бенедиктинского устава.
После лекций Альберто Феррейро провел со студентами ряд индивидуальных консультаций.