Православная Церковь и международное право: исторические вехи, теоретические проблемы и практические перспективы — Лаборатория исследований церковных институтов

Проекты

Православная Церковь и международное право: исторические вехи, теоретические проблемы и практические перспективы

Аннотация проекта


Важнейшей сферой современного существования государства является область международного общения и сотрудничества, в которой в XX в. оформились устойчивые правовые нормы и принципы. Международная сфера является важной в практическом отношении также и для православных поместных Церквей.

Литературы, посвященной соотношению между теорией международного права и православным богословием, на удивление мало. Гуманитарная наука не отрицает, что международное право Нового времени исторически вырастает из богословских дискуссий Средних веков и эпохи Реформации, однако, православный взгляд на международное право остается едва намеченным в этом обсуждении. Очерки истории отношений Церкви и институтов международного права, с которыми приходится иметь дело православным ученым, в большинстве случаев носят или неправомерно светский, или напротив, конфессиональный (католический или протестантский) характер, накладывая на исторический материал идеи католической или протестантской экклезиологии. В католическом богословии тема международного права занимает большое место. Это связано и с особым положением Святого Престола как субъекта международного права, и с культурной ролью Католической Церкви в основании западноевропейской цивилизации и права, и с хорошо разработанной социальной доктриной. Протестантское богословие также оказало большое влияние на международное право в эпоху его зарождения в Новое время (достаточно упомянуть Гуго Гроция и его учеников), тем не менее, в XIX—XX вв. вклад протестантизма был не столько религиозно-доктринальным, сколько организационным. Христианская протестантская культура проявляла себя в международных гуманитарных инициативах и организациях (крупные международные организации («Красный крест» и др.), Женевские и Гаагские конвенции, экуменическое движение). Теоретические обоснования этой международной деятельности, тем не менее, довольно далеко вышли за рамки протестантской богословской науки, перейдя в область светского правоведения или философии.

В православии были единичные попытки историко-теоретического анализа международного права (в частности, работа правоведа М. В. Зызыкина «Церковь и международное право» (Варшава, 1937)). Между тем, целостное богословское осмысление феномена международного публичного права необыкновенно востребовано в наши дни, учитывая как практические международные проблемы, с которыми сталкивается Православная Церковь в своей миссии в обществе, так и вопросы общения поместных Церквей.

Особенную актуальность такому исследованию придает то обстоятельство, что современная внеконфессиональная политическая философия и теология уже оказывают влияние на церковное и общественное сознание, на экклезиологические и канонические работы церковных ученых. Также и светская наука не только изучает эту тему в формулировке «Религия и международное право», но и дает свою собственную оценку феноменам церковной жизни, исходя из тех или иных парадигм международного права, представлений о мировом глобальном правопорядке и организации международного общения. Философия и право вносят свои представления о власти (о суверенитете и взаимозависимости, легитимной территории и легитимном вмешательстве, обязывающих пактах и должном сотрудничестве), которые нуждаются в критической оценке и ответе современного православного сознания. Особый интерес для изучения представляют аналогии между надгосударственными институтами, международными организациями, формами сотрудничества и системой межцерковного и межправославного взаимодействия.

Важно также собрать высказывания и работы православных ученых и церковных лидеров на тему отношения Церкви к международному праву, сопоставив их с основными линиями развития темы международного права в социальной мысли христианских конфессий. Все это позволит обобщить опыт и размышления на данную тему в православной Церкви XIX—XXI вв., и вместе с тем, подготовить теоретическую почву для вопросов будущего возможного участия православной Церкви в организации международного общения (участия, вытекающего из ее собственной традиции и идентичности), а также и общения православных поместных Церквей между собой.


Задачи проекта


1) Поиск и обобщение современной и исторической библиографии по теме Церковь и международное право в православной перспективе.

2) Выявление исторических вех в отношениях между Православной церковью и принципами и институтами международного права.

3) Описание возможных подходов к определению той работы в международном общении и международном праве, к которой призваны Поместные Церкви и православные объединения в современности.


Вопросы и темы для исследования


1) Если современное международное право имеет «христианские корни» и несет на себе отпечаток влияния Церкви, то, как видится это влияние со стороны православного христианского востока?

2) Как соотносится современная теория субъектов международного права и международных организаций с историческим церковным православным самосознанием?

3) Как влияет современное международное право и его принципы (суверенитет, допустимое легитимное вмешательство, международное сотрудничество, право на самоопределение) и т. п. на представления современной православной экклезиологии?

4) Конфликты в международном общении и конфликты в общении поместных церквей: можно ли их теоретически объединить?

5) Отношения между международным правом, государственно-церковным правом и каноническим правом Церкви.

6) Проблема канонической территории — какое влияние на ее понимание накладывает международное право?

Участники

Ирина Борщ к.ю.н., с.н.с.

Павел Ермилов Заведующий лабораторией, руководитель секции общих проблем экклезиологии

Проекты