Состоялся круглый стол «Монашество, власть и способы формирования идентичности в эпоху премодерна на латинском Западе» - Новости — Лаборатория исследований церковных институций
Лаборатория исследований церковных институций

Новости

Состоялся круглый стол «Монашество, власть и способы формирования идентичности в эпоху премодерна на латинском Западе»

Состоялся круглый стол «Монашество, власть и способы формирования идентичности в эпоху премодерна на латинском Западе»

В Лаборатории исследований церковных институций 6 ноября состоялся круглый стол «Монашество, власть и способы формирования идентичности в эпоху премодерна на латинском Западе»», организованный в рамках проекта «Статус монаха и монашеская идентичность в Толедском королевстве». Мероприятие проводилось за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00723), организация выполнения проекта – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет.

На круглом столе обсуждался широкий круг вопросов: взаимоотношения монастырей с епископами и папами римскими, специфика власти аббатов, особенности монашеской идентичности и связанный с ней образ жизни, символика монашеских ритуалов, а также проблемы источников по истории монашества.

Помимо докладчиков в круглом столе приняли участие научные сотрудники ЛИЦИ – Елизавета Юрьевна Рещикова и Эльга Юрьевна Канаева.


 

 

Работа круглого стола открылась докладом Георгия Евгеньевича Захарова (ПСТГУ) «Критика практики возведения монахов в епископы в послании папы Целестина I к епископам Южной Галлии». Целестин резко критикует церковные практики, связанные, вероятно, с влиянием монашества: ношение епископами паллия, отказ в покаянии умирающим грешникам, избрание на епископские кафедры лиц, не прошедших последовательно ступени клерикального cursus, а также кандидатов, не состоявших раннее в клире локальной Церкви, на кафедру которой они избирались и не получивших поддержки ее клира и паствы. Докладчик предположил, что папа римский в своем послании вступает в спор с т. н. «леринской партией» – епископами, связанными с основанным в самом начале V в. Леринским монастырем, хотя аналогичные тенденции, определяемые аскетическим переосмыслением епископского служения, были связаны не только с этим монашеским центром. Позиция папы Целестина определялась не только церковно-политической ситуацией и стремлением утвердить влияние Римской кафедры в Галлии, но и последовательной защитой Римским престолом модели локальной Церкви, в основе которой лежали принципы строгой иерархичности клира и согласия епископа и его паствы. 

В ходе дискуссии после доклада были подняты вопросы идентичности монахов в их сравнении с клириками: с точки зрения папы Целестина I, опыт монаха и опыт клирика принципиально несводимы друг к другу. Монашеское служение, тесно связанное с solitudo, никак не предполагало публичность. В текстах же Иллария Арелатского, представляющих леринскую аскетическую традицию, особое значение придавалась отказу от аристократического этоса как важного шага на пути становления монаха.

Дарья Михайловна Омельченко (Санкт-Петербургский институт истории РАН) в своем докладе «Взаимоотношения монастырей с епископами в Южной Галлии в V – первой трети VI в.» рассмотрела, во-первых, историю «леринской партии» и, во-вторых, деятельность епископа Цезария Арелатского (502/502–543), с именем которого связан особый период в развитии южногалльского монашества. Д. М. Омельченко отметила, что накануне вхождения Южной Галлии во Франкское королевство очевидна тенденция укрепления епископской власти в регионе. Одним из соответствующих показателей было отношение церковной иерархии с монастырями. В течение V – первой трети VI вв. большинство южногалльских епископов выходило из монашеской среды. Епископы охотно прибегали к соборному инструменту для вмешательства в монастырские дела, однако монахов и аббатов на такие собрания не приглашали. Аббаты пока сохраняли основной объем прав, связанных с управлением монастырем, но постепенно росло число случаев, когда допускалось вмешательство епископов в жизнь монастыря. Существенным фактором в ограничениях монашеской автономии была финансовая зависимость монастырей, особенно женских, от епископов.

Доклад Елены Сергеевны Марей (НИУ ВШЭ) «Сущность понятия misericordia аббата в вестготских монашеских уставах» был посвящен анализу концепта «милосердие» (misericordia). Проанализировав круг основных текстов Исидора Севильского, представляющихся ключевыми для понимания этого термина, Е. С. Марей пришла к выводу, что misericordia включает в себя сострадание слабым телесно и духовно, а также деятельную помощь такому человеку, как то: раздача милостыни, совет, наставление, снисхождение при вынесении приговора. Совершенно очевидно, что misericordia является одним из ключевых качеств аббата: ведь без нее настоятель рискует впасть в чрезмерную суровость и сломить дух отчаявшихся или оступившихся, но не исправить их.

Сергей Александрович Воронцов (ПСТГУ) в своем докладе «Onager liber: образы монашеской идентичности у Исидора Севильского» рассмотрел своеобразный казус определения монашеской идентичности через библейский образ онагра в «Правиле» Исидора Севильского. Среди предшественников Исидора наиболее многочисленные толкования фигуры онагра можно встретить в «Моралиях» Григория Великого, которыми Исидор, несомненно, пользовался. Григорий трактует онагров как язычников, иудеев, еретиков, мирских людей, монахов и, наконец, предлагает рассматривать онагра как Христа. В большинстве случаев онагр связывается с идеей свободы от каких-то обязательств и исключенности из связанной ими группы, и, поскольку есть толкования этой фигуры и как отрицательного, и как положительного персонажа, многообразие ее толкований позволяет помыслить неоднозначный характер свободы. Исидор в «Правиле» использует образ онагра для указания на необходимость статуса свободного человека для вступления в монастырь, и в следующих строках пишет о «свободном рабстве» монахов Христу. Эта формула имеет еще античное происхождение и ко временам Исидора связывается с идеями подчинения высшему упорядочивающему принципу и неоплатонического правильного отношения к божественному началу. По мнению С. А. Воронцова, рассмотренный текст Исидора отражает эту диалектику свободы – рабства через соседство образа свободного онагра и суждения о статусе раба как препятствия для принятия монашества, с одной стороны, и осмысления монашества как свободного рабства Христу.

После перерыва работа круглого стола продолжилась докладом Михаила Юрьевича Биркина (ПСТГУ) «Социальное пространство позднеантичного монастыря в свете вестготских монашеских правил». Докладчик пришел к выводу, что киновийное монашество предлагало кардинально иной – по сравнению с мирским – тип социального пространства, по своей сути транспарентного и строго упорядоченного. В монастыре все должно являться тем, что есть, а не казаться, в монастыре есть порядок и stabilitas, чего лишен мир сей. Такое понимание киновийного общежительства, по мнению докладчика, позволяет подвести общий знаменатель под характерные черты монашеской жизни: помимо добровольной личной бедности и общности имущества, совместная жизнь предполагала и общность времени и пространства, строго дисциплинированных и упорядоченных вокруг молитвы и богослужения, и тотальную транспарентность, требовавшую не только прозрачность действий, но и мыслей. Только таким образом организованная vita communis могла стать школой подлинного послушания, смирения, отказа от своей воли и отречения от себя самого, а значит, и от мира сего. 

Олег Валентинович Ауров (РАНХиГС, РГГУ) в своем докладе «Ритуал поцелуя ноги прелатов и аббатов и его христианская символика в Испании VIII–XIII вв.» отметил, что начиная с поздней Античности в источниках фиксируются две параллельные традиции ритуалов, частью которых являлось совершение жеста поцелуя ноги: христианская (восходящая к рассказам о формах почитания Христа в Евангелиях) и светская, связанная с придворным ритуалом императорского двора и восходящая к эпохе эллинизма (а возможно – и к более раннему времени). Именно эти традиции и отразились в астурийских документах VIII в. – пакте, ставшем частью монашеского «Общего устава», и завещании короля Сило (775 г.). Обе традиции сохранялись и позднее, и были живыми (как показывает кастильский материал, в частности «Поэма о Сиде») и существовали параллельно еще и в XIII в., пересекаясь лишь в качестве исключения (как, например, в текстах Гонсало де Берсео). Полученные данные позволяют глубже понять некоторые сюжеты не только церковной, но и светской истории, в частности истории ритуала вассалитета.

В докладе Марии Юрьевны Десятовой (ПСТГУ) «Caternu аббата Анджело Сенизио: о чем рассказала учетная книга XIV в. монастыря Сан Мартино (Сицилия)» речь шла об одном из первых памятников сицилийской письменности XIV в. – учетной книге Caternu, которую в 1371–1381 гг. вел настоятель монастыря Сан Мартино – Анджело Сенизио, сумевший возродить разоренную и доведенную до полного упадка обитель и превратить ее в цветущий сад. Историческая ценность этого памятника заключается, во-первых, в том, что это первая попытка письменной фиксации хозяйственной деятельности монастыря, осуществлявшейся в течение 10 лет, а во-вторых, в том, что этот документ в большей степени, чем другие документы этой эпохи, отражает состояние устного языка. В докладе были проанализированы исторические условия, в которых рос и развивался монастырь – сицилийско-анжуйская война (война Сицилийской вечерни), борьба политических партий, конфликт с папской курией, чума и общий кризис, приведший в упадок многие монастыри острова. Что касается содержания документа, то несмотря на некоторые лакуны и полное отсутствие какой бы то ни было системы в оформлении записей, в целом Caternu позволяет нарисовать общую картину хозяйственно-экономической деятельности крупнейшего аббатства, в которую входило производство книг, сыра, книгообмен, возделывание виноградников, контролирование земель, занимавших большое, но компактное пространство в западной части острова, сбор податей, учет расходов, перепись городского имущества в Палермо. В конце доклада М. Ю. Десятова также отметила, что в настоящее время Сан Мартино – единственный действующий бенедиктинский мужской монастырь на Сицилии, продолжающий и поныне некоторые средневековые традиции – в частности, по восстановлению древних рукописей.

 

<< Вернуться на предыдущую страницу