История и современное состояние православно-католических отношений — Лаборатория исследований церковных институций

Проекты

История и современное состояние православно-католических отношений

В ходе богословского диалога, ведущегося последние десятилетия в разных форматах, прежде всего в рамках совместной православно-католической комиссии, удалось достичь значительного консенсуса по ряду важнейших спорных вопросов, что выразилось в череде согласительных документов и совместных деклараций церковных лидеров. На официальном уровне свидетельствуется готовность к дальнейшим практическим шагам по восстановлению утраченного единства. Успешное осуществление намеченных шагов невозможно без переоценки исторических этапов богословской полемики методами современной историко-критической науки. Последнее, безусловно, может способствовать если не решению, то хотя бы новому осмыслению проблем современного межконфессионального диалога.

Полемика между представителями восточной и западной Церквей вокруг вероучительных и обрядовых расхождений начинается еще в первом тысячелетии христианской истории, однако наиболее насыщенным, и как следствие, наименее изученными остается период XIV—XVIII вв. Столкновение латинской и греческой богословских традиций в результате Великой схизмы 1054 г., последующая католическая пропаганда на канонических территориях православных Церквей и униональные инициативы XIII—XVIII вв. породили обширный корпус полемической литературы, большая часть которой не исследована в историко-богословском контексте. В рамках антилатинской полемики по-новому начинают осмысляться православное богословие и богослужение. После XIV века литургическая традиция православных Церквей испытывает на себе непрекращающееся латинское влияние, а взаимная критика сложившихся богослужебных практик закладывает основание будущей науки исторической литургики. Появляется такой феномен как «византийский томизм»: на греческий язык переводится корпус сочинений латинских авторов, методология которых применяется к задачам, оставшимся без решения в греческом богословии постиконоборческого периода. Отдельного внимания заслуживает участие православных интеллектуалов в западных спорах между католиками и протестантами. Эти же споры, в свою очередь, обусловили ряд церковных соборов XVII–XVIII веков, печатную деятельность по изданию греческих литургических памятников и патристической литературы в Европе, а также создание греками корпуса псевдоэпиграфов на потребу внутризападной полемики.

Участники проекта убеждены в том, что подобно тому, как формирование литургической традиции и языка православного богословия происходило под влиянием или в полемике с католическим богословием, точно так же и ряд процессов, происходящих в Православной Церкви начиная с середины XX века, могут быть поняты только в свете набирающего силы православно-католического сближения.

Связанные проекты

История евхаристических споров на Христианском Востоке: переписка Александрийского Патриарха Герасима Паллады с сирийскими христианами

Участники

Михаил Бернацкий н. с.

Ирина Борщ к.ю.н., с.н.с.

Павел Ермилов Заведующий лабораторией, руководитель секции общих проблем экклезиологии

Эльга Канаева лаборант

Константин Панченко д.и.н., МГУ

Юлия Петрова к.филол.н, ИВ НАН Украины

Публикации и выступления

Статьи

Borshch I. Ecclesiological Differences and Law: Is the Eastern Churches Canon Law a Bridge Between the Western and the Eastern Canonical Tradition? // Stolen Churches or Bridges to Orthodoxy? Pathways for Ecumenical and Interreligious Dialogue / V. Latinovic, A.K. Wooden, eds. Palgrave Macmillan, 2021. P. 161–177. https://doi.org/10.1007/978-3-030-55458-3_10

Kanaeva E. L’attaque de Barlaam le Calabrais contre Grégoire Palamas et Thomas d’Aquin sur les terrains du dogme et de la méthodologie // Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. 2021. №68(1). P. 201–220.