История и современное состояние православно-католических отношений
В ходе богословского диалога, ведущегося последние десятилетия в разных форматах, прежде всего в рамках совместной православно-католической комиссии, удалось достичь значительного консенсуса по ряду важнейших спорных вопросов, что выразилось в череде согласительных документов и совместных деклараций церковных лидеров. На официальном уровне свидетельствуется готовность к дальнейшим практическим шагам по восстановлению утраченного единства. Успешное осуществление намеченных шагов невозможно без переоценки исторических этапов богословской полемики методами современной историко-критической науки. Последнее, безусловно, может способствовать если не решению, то хотя бы новому осмыслению проблем современного межконфессионального диалога.
Полемика между представителями восточной и западной Церквей вокруг вероучительных и обрядовых расхождений начинается еще в первом тысячелетии христианской истории, однако наиболее насыщенным, и как следствие, наименее изученными остается период XIV—XVIII вв. Столкновение латинской и греческой богословских традиций в результате Великой схизмы 1054 г., последующая католическая пропаганда на канонических территориях православных Церквей и униональные инициативы XIII—XVIII вв. породили обширный корпус полемической литературы, большая часть которой не исследована в историко-богословском контексте. В рамках антилатинской полемики по-новому начинают осмысляться православное богословие и богослужение. После XIV века литургическая традиция православных Церквей испытывает на себе непрекращающееся латинское влияние, а взаимная критика сложившихся богослужебных практик закладывает основание будущей науки исторической литургики. Появляется такой феномен как «византийский томизм»: на греческий язык переводится корпус сочинений латинских авторов, методология которых применяется к задачам, оставшимся без решения в греческом богословии постиконоборческого периода. Отдельного внимания заслуживает участие православных интеллектуалов в западных спорах между католиками и протестантами. Эти же споры, в свою очередь, обусловили ряд церковных соборов XVII–XVIII веков, печатную деятельность по изданию греческих литургических памятников и патристической литературы в Европе, а также создание греками корпуса псевдоэпиграфов на потребу внутризападной полемики.
Участники проекта убеждены в том, что подобно тому, как формирование литургической традиции и языка православного богословия происходило под влиянием или в полемике с католическим богословием, точно так же и ряд процессов, происходящих в Православной Церкви начиная с середины XX века, могут быть поняты только в свете набирающего силы православно-католического сближения.
Связанные проекты
Участники
Публикации и выступления
Статьи
Бернацкий М. М. Публикация главы 61 «О Евхаристии» 4-й книги «Суммы против язычников» Фомы Аквинского в переводе Димитрия Кидониса по рукописям Vaticanus gr. 616 и Taurinensis 23 (C-2-16) // Богословский вестник. 2021. № 3 (42). С. 109–125.
Ермилов П. В., Панченко К. А., Петрова Ю. И. Переписка Александрийского патриарха Герасима Паллады с антиохийскими христианами: исторический и текстологический аспекты // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 34–52.