Принцип первенства в Церкви в истории и богословии — Лаборатория исследований церковных институций

Проекты

Принцип первенства в Церкви в истории и богословии

Аннотация проекта

Тема первенства в Церкви долгое время оставалась предметом оживленной православно-католической полемики, однако с начала XX века в связи с изменениями экклезиологической позиции Константинопольского Патриархата она во всё возрастающей степени становится фактором разделения внутри самой Православной Церкви. Более того, в ходе православно-католического богословского диалога на современном этапе очевидны предпринимаемые совместно Римом и Константинополем попытки согласования позиций двух сторон в понимании церковного первенства и достижения консенсуса. В надлежащей оценке нуждаются как наблюдаемые сдвиги, так и современные подходы к проблеме первенства в Церкви. Поставленные исследовательские задачи предполагают в первую очередь установление обстоятельств появления принципа первенства в функционировании церковных институтов в формативный период истории христианской Церкви I—IV вв. и описание процесса рецепции в каноническом праве терминов, выражающих идеи церковной власти и церковного лидерства. В рамках разработанного сотрудниками секции подхода понятие первенства рассматривается не изолировано, как некая отвлеченная и вневременная богословская концепция, а в контексте меняющихся взаимных отношений церковных, общественных и государственных институтов на протяжении двух тысячелетий христианской эры. Таким образом, ключевыми для исследования являются вопросы реализации первенства как практического церковно-административного принципа в разных политических контекстах, а также употребления понятия первенства в экклезиологии и церковном праве. Внимание уделяется эволюции учения о примате римского епископа, православно-католической полемике вокруг темы первенства и главенства, осмыслению темы первенства в русском богословии и в греческой богословской школе в XIX—XXI вв., внутриправославным дискуссиям вокруг данного вопроса и современному состоянию православно-католического богословского диалога.

Участники

Юрий Аверьянов к. и. н., в. н. с.

Михаил Грацианский к. и. н., в. н. с.

Павел Ермилов Заведующий лабораторией, руководитель секции общих проблем экклезиологии

Алексей Мигальников м.н.с.

Павел Кузенков к.и.н., СевГУ

Владимир Конюхов лаборант

Публикации и выступления

Статьи

Gratsianskiy M. V. The Issue of Authenticity of the Collectio Thessalonicensis from the Perspective of the Roman Acts of 531 // Issues of Identity Metamorphoses in Transitional Epochs: Social Changes and Mental Evolution / E. Litovchenko, ed. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2021. P. 21–40.

Грацианский М. В. Римские епископы и развитие церковно-административных структур «сверхпровинциального» уровня в начале V в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2021. № 101. С. 9–33.

Грацианский М. В., Мигальников А. В. Полемические письма папы Григория Великого о титуле «вселенский» Константинопольского патриарха. Вступительная статья, перевод с латинского и комментарий // Причерноморье в Средние века. 2021. Вып. 11. С. 246–306.

Грацианский М. В. «Милость государя утвердила Бонифация епископом города Рима»: император Гонорий и кризис легитимности в Римской церкви в 419 г. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2021. Т. 23. № 2. С. 9–26.

Грацианский М. В. Региональные церковные и гражданские структуры: типология взаимоотношений в позднеантичный период // Ломоносовские чтения. Востоковедение и африканистика (Москва, 20–29 апреля 2021 г.): тезисы докладов научной конференции. Москва: Издательство Московского университета, 2021. С. 45–47.

Грацианский М. В. Папа Сириций (384–399) и римская экклезиология в эпоху после окончания арианских споров // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 88. С. 11–29. DOI: 10.15382/sturI202088.11-29

Грацианский М. В. Юрисдикция константинопольского патриарха в Восточном Иллирике по данным «Фессалоникского собрания» // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 1 (196). С.11–28. DOI 10.15826/izv2.2020.22.1.001

Грацианский М. В., Норкин К. В. На службе империи: папа Зосим и Римский собор 417 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 6. С. 6–23.
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.6.1

Грацианский М. В. Экклесиологические источники современных претензий Константинополя на первенство в Православной Церкви // Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений: Материалы научно-практической конференции (ПСТГУ, 25–26 февраля 2019 года). М., 2020. C. 114–134.

Грацианский М. В. Акты 531 г. как обрамление «Фессалоникского собрания»: экклесиологические и канонические аспекты дела Стефана Ларисского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 19–38.

Кузенков П. В. Понимание «вселенскости» в православной традиции // Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений: Материалы научно-практической конференции (ПСТГУ, 25–26 февраля 2019 года). М., 2020. C. 97–113.

Грацианский М. В. Четвертый Вселенский собор и проблема первенства римского епископа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24, № 6. С. 255–271.

Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27–48.

Грацианский М. В. Исторический и идейный контекст послания папы Геласия I «Famuli vestrae pietatis» // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 85–112.

Ермилов П. В. «Да не возникнет другая глава»: Об одной неясной фразе в хронике псевдо-Дорофея // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Выпуск 6: Шестые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова. Материалы к международной научной конференции. Москва, 21–22 ноября 2019 г. Москва: Издательство Московского университета, 2019. С. 117–120.

Ермилов П. В. Полемика вокруг юрисдикции Константинопольского патриархата над православной диаспорой в первой половине XX века и её итоги // Религиоведение. 2019. № 1. С. 16–29.

Ермилов П. В. Учреждение московского патриаршества и Константинопольские соборы 1590 и 1593 гг. // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 153–178.

Чибисова А. А., Ермилов П. В. «Всеправославный лидер»: Лозаннская конференция и роль константинопольского патриархата в православном мире // Диалог со временем. 2018. Вып. 63. С. 186–199.

Грацианский М. В. Властные прерогативы римской кафедры в пределах Италии в понтификат Льва Великого (440–461) // Византийский временник. 2017. Т. 101. С. 28–46.

Грацианский М. В. Акакианская или всё же феликианская схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44–63.

Грацианский М. В. «Secundum Calchedonensem synodum haec ab apostolica sede gesta»: Папа Геласий I и «ересь» Акакия Константинопольского // Византийские очерки. Труды российских ученых к XXIII Международному конгрессу византинистов. СПб., 2016. С. 62–74.

Ермилов П. В. Мелетий IV, патриарх Константинопольский // Православная энциклопедия. Т. 44. М., 2016. С. 563–570.

Ермилов П. В. Secundus sine paribus: Cоображения по поводу критики «Позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2016. № 64. С. 145–158.​​​​​​​

Ермилов П. В. Вхождение Константинопольского патриархата в русло внешней политики США в первые годы "холодной войны" // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 36. С. 217–233.​​​​​​​

Грацианский М. В. Апостол Петр и "Акакианская схизма" // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 59. С. 9–19.

Грацианский М. В. Дело Иоанна Талайи и начало «акакианской схизмы» (484 г.) // Византийский временник. 2015. Т. 74. С. 31–46.

Грацианский М. В. Каноническая позиция папства в деле патриарха Акакия Константинопольского // Античная древность и Средние века. 2015. № 43. С. 53–72.

Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. 4. Белгород, 2015. С. 188–200.

Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. № 52. С. 9–29.

Ермилов П. В. Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. № 51. С. 36–53.

Кузенков П. В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. № 53. С. 25–51.

Рецензии

Грацианский М. В. Рец. на: Leuenberger-Wenger S. Das Konzil von Chalcedon und die Kirche. Konflikte und Normierungsprozesse im 5. und 6. Jahrhundert. [Supplements to Vigiliae Christianae. Vol. 153]. Leiden; Boston: Brill, 2019. XVII, 617 p. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 130–136.
 

Ермилов П. В. Рец. на сборник: Primacy in the church: the office of primate and the authority of councils. Vol. 1: Historical and theological perspectives / J. Chryssavgis, ed. St Vladimir’s Seminary Press, 2016 // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. № 64. С. 145–158.