Статус монаха и монашеская идентичность в Толедском королевстве
Финансирование
Исследование проводится за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00723). Организация выполнения проекта: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
2023–2024
Аннотация
Руководитель проекта — Михаил Биркин.
Монашество – особый институт и особый уклад жизни, без которого невозможно представить как историю средневековой Европы, так и уклад современной Церкви – и православной, и католической. Возникнув в III в. как движение, предполагающее уход от мира и мирских благ, монашество постепенно обретает черты некого специального modus vivendi и, следовательно, специальным образом регламентируется. Однако парадокс состоит в том, что хотя монашество предполагает и провозглашает уход от мира, тем не менее по крайней мере для эпохи Средних веков невозможно не учитывать влияния монастырей на общество и культуру. Сказанное в полной мере относится и к Толедскому королевству вестготов. Первые монастыри на территории Пиренейского полуострова появились еще в VI в., а во второй половине VII в. число монастырей резко возрастает. Вместе с тем возрастает и роль аббата: все больше настоятелей монастырей со временем становятся епископами и участвуют в общегосударственных Толедских соборах. Как следствие, в VI–VII вв. формируется монашеская идентичность: монахи воспринимаются как отдельное специфическое сословие, обладающее отличным от других статусом, имеющее определенный внешний вид, особые функции и обязанности. Этот процесс не был одномоментным: мы видим в источниках упоминания разных монашеских движений (например, киновийцы, пустынники, анахореты, religiosi vagi), соответственно, разных способов взаимодействия с миром и встраивания в социум. В то же время постепенно формируется понятие о «правильных» и «неправильных» формах монашеского служения. В рамках нашего проекта предполагается исследовать процесс формирования монашеской идентичности в Толедском королевстве вестготов в VII в. Вопрос о разных типах идентичности – прежде всего, этнической, уже ставился в исследовательской литературе в русле направления «Новой культурной истории», однако вопрос о формировании монашеской идентичности применительно к вестготскому периоду пока решен не был. Заявленная проблема представляется весьма актуальной, поскольку научные результаты проекта должны пролить свет на вопрос о конструировании идентичности в переходный период (в нашем случае – от Античности к Средним векам и от Империи к отдельным королевствам), когда в общественно-политической жизни имели место разные, подчас противоположные тенденции. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть фигуру монаха, иерархию внутри общины, статус аббата и изменение этого статуса в течение VII в., взаимодействие монахов с одной стороны с клиром (в первую очередь, с епископатом), а с другой – с мирянами. До нас дошли три устава вестготской эпохи: устав Исидора Севильского, устав Фруктуоза из Браги (основателя многих монастырей) и т.н. Общий устав. Все эти тексты сыграли огромную роль в становлении и развитии монастырей не только в Испании, но и потом в державе Каролингов, куда они попали вместе с монахами, бежавшими в результате мусульманского завоевания. Авторы первых двух уставов – Исидор Севильский (ум. 636 г.) и Фруктуоз Браккарский (ум. 665 г.) – заслуженно считаются главными идеологами христианства в Вестготском королевстве; их влияние на культуру раннесредневековой Европы трудно переоценить. Тексты трех уставов станут основой нашего исследования; кроме них предполагается привлечь широкий круг нормативных и нарративных источников, как то: соборные постановления, жития, трактаты Исидора Севильского («Сентенции», «О церковных службах»). В рамках предлагаемого проекта планируется перевести три вышеназванных устава и снабдить их подробным историко-филологическим комментарием. Перевод можно будет использовать на семинарских и практических занятиях в рамках дисциплин гуманитарного цикла, а также для научных исследований.
Участники

Михаил Биркин к.и.н., н.с.

Сергей Воронцов руководитель секции исследований религиозного лидерства
