29—30 июня состоялась конференция, посвященная современному богословию священства, на которой были представлены промежуточные результаты проекта «Священник перед лицом современности». В ходе конференции обсуждались проблемы, которые условно можно разделить на исторические и современные.
К историческим можно отнести темы формирования понятийной сетки богословия священства в патристическую эпоху (на примере Григория Богослова — доклад Н. Антонова) и в варварских королевствах раннего средневековья (с опорой на Исидора Севильского — доклад М. Биркина), опирающейся на наследие античной мысли. С другой стороны, было рассмотрено разрушение этой сетки в философии Нового времени (на примере Т.Гоббса и Б. Спинозы — доклад С.Воронцова). Доклад Е. Лютько был посвящен проблеме формирования образа священника в условиях новейшего времени, конкретно, в появляющемся в XIX веке русском пастырском богословии.
Немало внимания уделялось богословию священства в Католической Церкви после Второго Ватиканского собора. Обсуждались ходы богословской мысли К. Ранера (доклад Т. Женодаровой) и Й. Ратцингера (доклад Н. Малининой). Два доклада были посвящены понятию «кризиса священства» и его оснований в постсоборном католическом богословии Италии (доклад З. Тюриной) и Германии (доклад диак. Алексея Черного).
Несколько докладов можно назвать переходными от исторической к актуальной проблематике. Один из них представлял картину разрушения общественной парадигмы дореволюционной России, в которой священники занимали строго определенное сословное положение, что отражается на осмыслении роли и места клирика в России современной (доклад свящ. Евгения Шилова). В другом докладе было представлено проблематическое взаимодействие доктринальной экклесиологии XIX века и не выраженной эксплицитно пастырской традиции в ходе подготовки и воспитания священника (доклад прот. Николая Емельянова).
Важный доклад, позволяющий почувствовать проблематику «исторических» сообщений, был посвящен тематике исследований священства во «флагманской» (по меньшей мере, показательной) англоязычной исследовательской традиции (доклад А. Зуевой). При большом объеме статей, посвященных соотношению священника и светских профессий со схожей сферой компетенции (психолога, психиатра и т.п.), практически отсутствуют работы, в которых бы шла речь о священстве как таковом.
Попытки выявить механизмы осмысления священства в сложной действительности современной России предпринимались как в направлении «имплицитной теологии», то есть богословских оснований, из которых неявно исходят священники в своей деятельности (доклад К. Алексина), так и исходя непосредственно из рода и вида деятельности конкретных священников (доклад Т. Крихтовой).
Каждый доклад сопровождался продолжительной дискуссией. Конференция позволила выделить общее исследовательское проблемное поле, в частности оснований и эвристики тех или иных дискурсов о священнике (патристического, богословско-пастырского, исторического и др.) и выдвинуть предположение, что ключевые проблемы богословия священства лежат не совсем в той плоскости, в которой они традиционно подаются. Это может являться перспективной отправной точкой для дальнейшей работы.