В рамках семинара Лаборатории исследований церковных институтов выступил член Испанской королевской академии истории Луис Аугустин Гарсия Морено с докладом «Толедские епископы VII в.: политическая власть и церковные разногласия». Докладчик является одним из ключевых специалистов по политической и церковной истории Вестготской Испании. Семинар состоялся при участии Олега Валентиновича Аурова (ШАГИ РАНХиГС).
В начале своей речи Л. Гарсия Морено передал приветствие богословскому факультету ПСТГУ от председателя Испанской королевской академии истории М. дель Кармен Иглесиас Кано. Собственно доклад был посвящен проблематике «воли к власти» митрополитов столицы Вестготской Испании — города Толедо, их борьбе за власть и влияние с королем и светской знатью.
Тема раскрывалась на материале трактата «О знаменитых мужах», составленного в середине VII века епископом толедской кафедры Ильдефонсом и дополненного его преемниками Юлианом и Феликсом. В докладе были представлены различные типы религиозных лидеров Поздней Античности. В частности, Л. Гарсия Морено противопоставил Фруктуоза Бракарского и Евгения II Толедского. Первый являлся представителем знати до определенной степени оппозиционной королю, его влияние опиралось в первую очередь на огромную сеть основанных им монастырей. Второй — являлся ставленником сильного короля Хиндасвинта, и его влияние в большей степени опиралось на королевскую власть и ученость. Противопоставление это перекликается с тем, что говорила в своем выступлении И. Веласкес Сориано.
Кроме того, докладчик указывал на особую роль вероучительных и дисциплинарных трактатов, которые составлялись епископами Толедо в том числе с целью распространения авторитета кафедры (причем не только в Испании, но и за ее пределами), и даже попыткой поставить ее в один ряд с Римской и Константинопольской. Отсылки к чудесам и святым тоже служили укреплению епископского авторитета. Однако важное значение имели и чисто конъюнктурные меры: установление патроната над обращенными иудеями (удавшегося Юлиану Толедскому), выстраивание отношений клиентелы с клириками (вплоть до епископов) и монахами. От себя добавим, что преобладание отношений личных обязательств над публичными, как известно, является характерным для эпохи Средних веков, в тона которой на протяжении VII века все больше окрашивается общество и власть в Вестготской Испании.
За докладом последовала дискуссия, в ходе которой Л. Гарсия Морено высказал ряд суждений об историческом материализме и позитивизме. Подчеркнув их значение для развития исторического знания о Средних веках, он отметил, что данные исследовательские программы пренебрегают вполне реальной верой людей, например, в чудеса и небесное покровительство, на которой основывается доля авторитета епископов. В то же время, если в истории действуют конкретные люди, конкретные индивиды, социологический подход заставляет историка оперировать относительно безличными конструктами вроде «епископата», «знати» и т. п.
Кроме того, докладчик указал на особое значение церковной легитимации и, соответственно, церковных элит для королевской власти в бывших западных провинциях Римской империи, заметив, что она была ближе к условной теократии, чем к условному цезарепапизму. В этом контексте, добавим, возникает вопрос о короле как религиозном лидере.