11 ноября 2021 в Сретенской духовной академии состоялась международная научно-богословская конференция «Священная иерархия в жизни Церкви». В конференции приняли участие докладчики и слушатели из многих регионов России, а также из Белоруссии, Грузии, Испании, Кипра, Польши, Украины, Франции и США. В ходе пленарного заседания и пяти секций прозвучало 63 доклада, в которых были освящены различные стороны иерархической составляющей в жизни Церкви и современного понимания иерархичности. Сотрудники лаборатории приняли участие в работе церковно-практической и литургической секций.
Михаил Бернацкий выступил с докладом «Интерполяция тропаря третьего часа в формуляр Божественной литургии и тема апостольского преемства». Докладчик поделился своими наблюдениями, полученными в ходе изучения истории появления тропаря в формуляре Божественной литургии и богословских интерпретаций данной интерполяции в XIV—XVIII вв. Современное состояние исследований по литургическим преобразованиям в византийской и русской традициях в конце XIV — начале XV вв. позволяет точно датировать вставку. В греческой традиции тропарь третьего часа в составе анафоры впервые появляется в списках Диатаксиса (Устава) патриаршего чина Литургии, составленного в 1386 г. протонотарием храма св. Софии в Константинополе Димитрием Гемистом на основе Диатаксиса свт. Филофея Коккина, занимавшего в это время патриарший престол. Благодаря наличию тропаря в Дитаксисе мы можем проследить «маршрут» его появления в дониконовской и никоновской богослужебных традициях. Гипотеза о том, что на интерполяцию тропаря повлиял греко-латинский спор о времени преложения Даров, всегда была самой распространенной и в своей основе безусловно верной, однако остаются не отвеченными следующие вопросы: каковы были богословские и стилистические основания разорвать анафору вставкой этого тропаря, какой аргумент в споре эта интерполяция должна была продемонстрировать? Докладчик пришел к выводу, что вставка была обусловлена интерпретацией св. Николаем Кавасилой Пятидесятницы как дарования Святого Духа апостолам и как начала апостольского преемства, когда в результате рукоположения епископ или священник получает силу Святого Духа, через молитвы призывания (эпиклезы) Которого он совершает дарованной силой все таинства, в том числе таинство Евхаристии. Эта интерпретации была представлена св. Николаем как аргумент в споре с латинянами о времени преложения Даров. Дополнительным доказательством служат рукописные свидетельства XIV—XV вв. Что касается причин интерполяции тропаря в греческих Евхологиях итальянской печати, то они тесно связаны с событиями на Ферраро-Флорентийском соборе и требуют дальнейшего исследования.
Алексей Мигальников прочел доклад на тему «Полемика святителя Григория Двоеслова с константинопольскими патриархами вокруг титула „вселенский“». Докладчик представил выполненный им совместно с М. В. Грацианским перевод семнадцати посланий святителя, направленных против упомянутого титула, который недавно вышел в сборнике «Причерноморье в Средние века». В основной части доклада была раскрыта хронология спора и аргументы, выдвинутые папой Григорием. На материале посланий было показано, что мнение ряда современных исследователей, будто папа примирился с использованием эпитета «вселенский», расходится с данными источников. Поздние послания свидетельствуют о том, что Григорий до конца своего понтификата изыскивал возможности для продвижения собственной позиции и отмены спорного титула. Даже если допустить, что негативное мнение папы в этом вопросе было вызвано семантической разницей между греческим термином οἰκουμενικός и его латинским переводом universalis, в письмах содержится недвусмысленная декларация того, что в Церкви не может быть другой универсальной власти кроме власти ее главы — Иисуса Христа.