Конференция «Русская философия XX века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию» - Новости — Лаборатория исследований церковных институций
Лаборатория исследований церковных институций

Новости

Конференция «Русская философия XX века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию»

Конференция «Русская философия XX века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию»

27–30 сентября 2022 года сразу в нескольких городах России прошла крупная международная конференция «Русская философия XX века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию. К 100-летию „Философского парохода“, организованная Институтом философии РАН совместно с другими научными и образовательными учреждениями. Ирина Борщ представила доклад на прошедшей в Санкт-Петербурге секции «Философия права в России» на тему «Философия международного права в трудах ученых „Русского зарубежья“».

Тезисы доклада опубликованы в сборнике материалов конференции (Русская философия XX века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию. Тезисы международной конференции. В 2 т-х. Том 1. М., СПб, 2022. С. 149–151):

Философия международного права — это область исследований, которая в последние десятилетия все больше выделяется из политической философии и философии права. При этом, о международных идеях философов и правоведов «Русского зарубежья» существует не так уж и много специальных работ. В нашем докладе мы сосредоточимся на философии международного права в трудах трех выдающихся русских правоведов, специалистов по государственному праву, оказавшихся в эмиграции после революции: Михаила Александровича Таубе (1869–1961), Михаила Валерьяновича Зызыкина (1880–1960) и Николая Николаевича Алексеева (1879–1964).

Михаила Таубе, государственного деятеля Российской империи, как правило не относят к философам, только к юристам и историкам, однако в его работах есть и темы философии права. Таубе был известным деятелем антивоенного движения (и в этом его активно поддерживал Лев Толстой), входил в правление Петербургского общества мира. В работах «Христианство и вечный мир», «Вечный мир или вечная война; мысли о Лиге Наций» Таубе рассматривал проблему достижения мира в традиции той философской дискуссии, которая началась от Канта. Таубе положительно оценивал создание в 1919 г. Лиги Наций с точки зрения поддержания международной стабильности и взаимовыгодных отношений между народами и государствами. Общность и солидарность народов для него имела смысл в первую очередь ввиду «культурной связанности» и единства всего человечества: «При теперешнем состоянии культурной общности народов моральное или экономическое заболевание одного из них означает собой, в конце концов, и заболевание его соседей. Ибо все суть члены одного великого тела» [Таубе 1922, 15]. В этом проявлялись его католические убеждения и связь с социальной философией католичества. Таубе также разрабатывал концепцию особой роли славянского мира в развитии европейского международного права, в этом он занимал особую позицию в философии русской истории.

Михаил Зызыкин, основываясь на работах Таубе, предлагает свои оригинальные идеи о том, что Византия была самодостаточным центром организации международного общения юго-восточных народов Европы и Ближнего Востока на восточно-христианских началах; и что Россия унаследовала традиции международного права вместе с византийским миросозерцанием, совмещая их с европейским международным правом в имперский период. Об этом он говорил в докладе в Оксфорде на Конференции практического христианства «Церковь, общество, государства», которую организовало экуменическое движение христианских церквей с целью дать ответ на мировые социально-политические процессы 1930-х гг. Конференция проходила в Оксфорде 12—23 июня 1937 г., была необыкновенно представительной, включала в себя участников почти всех стран мира. При этом знаменательным было отсутствие представителей Католической церкви, Германской Евангелической церкви и представителей церквей из Советской России. В этой ситуации философы, правоведы и богословы «Русского зарубежья» чувствовали свою особую ответственность. В своем докладе Зызыкин предпринимает уникальную попытку — определяя правовую традицию философии международного права разных конфессиональных традиций — описать православную традицию и православный вклад в мировую международно-правовую мысль. Он критикует Лигу Наций с позиций консервативной мысли (его критика удивительным образом пересекается с некоторыми положениями критики Карла Шмитта) и особенно то обстоятельство, что Лига приняла в свой состав Советскую Россию (соответственно, представителей правительства большевиков).

Николай Алексеев также участвовал в работе Оксфордской конференции, также в отделе международного порядка, но в особой подсекции, посвященной войне. В своей отчетной статье Алексеев пишет, что именно по просьбе русских делегатов в итоговом документе специальной секции о войне были усилены определения, подчеркивающие трагический характер войны. Правовед полагал, тем не менее, что о трагизме необходимо говорить «диалектически», он критиковал идеи непротивления и индивидуального пацифизма. «Тому и другому взгляду нам пришлось противопоставить ту точку зрения, которую мы считали православной, и которую можно назвать теорией деятельного, активного трагизма в отношении человека к проблеме войны» [Алексеев 1938, 161]. При этом, он полагал, что «права войны» как института международного права быть не может, т. к. война находится за границами права. Завершая тему войны, Алексеев с сочувствием цитирует Обращение участников конференции в той части, которой занималась секция об экономическом порядке, где идет речь об утопических социальных движениях (чье появление и интернациональный характер стали вызовом для международного порядка) и о том, что «сами христиане вследствие свойственной им слепоты к вопиющему злу в экономических отношениях людей, несут на себе долю ответственности за антирелигиозный характер названных движений» [Алексеев 1938, 163].

Литература:

Алексеев Н. Н. Всемирный съезд практического христианства в Оксфорде // Новый град.1938. № 13. С. 152–163.

Таубе М. А. Вечный мир или вечная война? (Мысли о Лиге Наций). Берлин: Детинец,1922.

<< Вернуться на предыдущую страницу