Связь с духовником и приходом в процессе пастырской подготовки - Аналитические статьи — Лаборатория исследований церковных институций
Лаборатория исследований церковных институций

Аналитические статьи

Связь с духовником и приходом в процессе пастырской подготовки

Связь с духовником и приходом в процессе пастырской подготовки

Доклад протоиерея Николая Емельянова, проректора ПСТБИ, научного сотрудника Лаборатории исследований церковных институций, клирика Николо-Кузнецкогохрама г. Москвы на пастырской конференции Центрального викариатства 6 марта 2019

Впервые был опубликован на портале Пастырь

Постановка проблемы

Значение духовника в западных истоках современной системы духовного образования

Рукоположение клириков и назначение их на приходы являются исключительной прерогативой епископа. Такой порядок является важным основанием церковной жизни и одним из способов сохранения кафоличности Церкви и обеспечения непрерывности и неповрежденности апостольского преемства.

История возникновения и развития семинарий, как способа подготовки священников, восходит к католической посттридентсткой традиции духовного образования. Тогда же в иезуитских семинариях было институционализировано духовничество. Духовник в иезуитских семинариях назначался каждому семинаристу и тот был обязан поддерживать с ним постоянную духовную связь.

С того времени католическая традиция претерпела значительные изменения, но сохраняет в себе базовые черты посттридентской системы. В том числе, важной составляющей пастырской подготовки продолжает считаться, т.н. «опыт доверия». 

Каждый семинарист должен иметь своего духовника в семинарии, даже если у него был духовник до поступления.[1] При этом, сама форма жизни в семинариях для западной целибатной традиции является гораздо более естественной, чем для восточной традиции священства, которое в подавляющем своем большинстве является женатым. В целом общинной жизни такая система подготовки не предполагает.

Значимость духовника и общины в современной системе подготовки священников в Русской Православной Церкви

Современная система подготовки священников в Русской Православной Церкви не предполагает формализацию понятия духовника. Имеется ввиду не духовник епархии, проводящий допрос и присягу кандидата на рукоположение и выполняющий здесь функцию епископа, которую тот ему делегирует, а духовник, сопровождавший и продолжающий сопровождать будущего священника во всей его жизни, в том числе и до и после рукоположения, в связи с его пастырским служением и вне связи с ним. Однако последние церковные документы, регламентирующие порядок совершения хиротоний и подготовки кандидатов, предполагают рекомендацию и даже ответственность такого духовника."

Положение о ставленническом экзамене в Московской(городской) епархии Русской Православной Церкви"[2], действующее с 2014 года, предполагает, что«при рассмотрении вопроса о рукоположении в священный сан, обязательно должны присутствовать священник, рекомендовавший данного кандидата к рукоположению, и духовник кандидата».[3] Затем в «Положении» отмечено, что«каждый рукоположенный пресвитер в течение 50 дней закрепляется за конкретным духовником из списка, представленного управляющими викариатствами» и, более того, «духовник составляет программу бесед и встреч с конкретным пресвитером, чтобы такие встречи проходили два раза в неделю и на них разбирались основные вопросы духовнической практики и пастырской жизни».[4]

В логике данного документа духовник кандидата должен лично засвидетельствовать его готовность к рукоположению, а затем кто-либо из опытных духовников(в ряде случаев это может быть и просто сам духовник кандидата) берет о нем особое попечение.

Такое видение самого процесса подготовки кандидата на рукоположение делает фигуру духовника не факультативной, но обязательной в самом процессе подготовки священника(а не только в момент приведения к присяге), институционализирует ее и придает отчасти канонический статус.[5] С другой стороны, Святейший Патриарх Кирилл неоднократно настаивал на необходимости построения приходских общин, обеспечивающих вовлекающий эффект в церковную жизнь. Еще в 2014 году на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Господь возжелал, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, что вне этого общения нет спасения. Отсюда проистекает особая ответственность прихода и, в первую очередь, настоятеля и клира за созидание приходских общин, то есть единства людей, собирающихся в храме вокруг Евхаристической чаши. Это единство имеет мистическое значение, „ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них“(Мф. 18, 20), но также и духовно воспитательное: община при правильном устроении становится школой подлинного благочестия».[6]

Эти слова не являются каким-то случайным высказыванием. В официальных докладах и выступлениях Святейшего Патриарха Кирилла тема значимости церковной общины звучит постоянно.[7]

Формирование приходской общины — задача, которая исключает понимание роли священника, как работника, пусть даже самого добросовестного. Эта задача требует формирования священника в совершенно другой логике, которая отвечает метафоре«духовного родства». Таким образом, какова бы ни была реальная практика применения этих документов, значение духовника и общины становится все более значимым в процессе подготовки кандидата на рукоположение. Эта значимость постоянно подчеркивается и объявляется в официальных церковных документах и выступлениях высших иерархов Русской Православной Церкви, церковных дискуссиях.[8] Каким образом участие духовника и общины может быть осуществлено на практике?

Распределение ответственности за подготовку священников

Схема распределения ответственности за подготовку священников в современной системе духовного образования Русской Православной Церкви

Хотя эта схема может иметь множество нюансов и вариаций, но на сегодняшний день сложилось негласное представление о распределении ответственности за подготовку будущих священников:

1) задача священника найти кандидата для обучения в духовной школе; 2) задача духовной школы подготовить кандидата на рукоположение; 3) задача епископа оценить готовность кандидата, рукоположить и распределить к месту служения.

Причем вся ответственность за служение будущего священника все равно вменяется только епископу, так же как только ему принадлежит исключительное право решать вопрос о готовности ставленника к рукоположению(внутренней и внешней).

Достоинства и недостатки схемы распределения ответственности за подготовку священников

Достоинством данного представления о процессе подготовки священников являются: возможность массового рекрутирования кандидатов в священство, прозрачность формального канонического статуса учащихся(родной приход в своей епархии — семинария(возможно, и в другой епархии), — приход места служения(возможно, в третьей епархии)), более мобильное и удобное распределение, наконец, просто привычность этой схемы.

Наряду со своими достоинствами такая схема имеет и ряд недостатков.

1. Главным из них является исключенность прихода и духовника из самого процесса подготовки священника. Проблемы учащегося должна решать духовная школа, проблемы кандидата на рукоположение — правящий епископ.

2. Из первого вытекает проблема«искусственного» распределения кандидата к месту постоянного служения. Вплоть до того, что кандидат может быть и просто незнаком с приходом, к которому распределяется.

3. Как следствие эта ситуация может порождать формальное отношение к священнику. Настоятели обращаются к епископу с просьбой«дать мне священника», что может быть свидетельством формирования отношения к священнику, как к работнику, которого можно уволить, попробовать разных, кто подойдет или не подойдет и т. д. Эта метафора«работника» сама по себе очень сильно форматирует самого молодого священника. В обратную сторону, формирует его отношение к будущему служению.

4. Наконец, такая система возлагает всю ответственность за поиск кандидатов, подготовку, содержание во время учебы, рукоположение, проблемы вхождения молодого священника в служение, — исключительно на епископа. Приход остается в роли потребителя, который запрашивает нужное количество священников и никак не отвечает за их готовность к служению, а зачастую и за возникающие в жизни молодых священников многочисленные проблемы.

Две модели подготовки священников: метафоры«работника» и «духовного родства»

В системе духовного образования бывает легко почувствовать противоречивость такого положения дел. Духовная школа зачастую рассматривается как своего рода кадровое агентство. Настоятели обращаются с просьбой дать им священника и предъявляют свои требования — к возрасту, тем или иным качествам и способностям и т. д. С одной стороны, такое отношение неизбежно — духовные школы остаются аналогом светских вузов и аналогия с поставкой кадров на рынок труда неизбежна. Эта модель отвечает представлению о священнике, как работнике. Но даже светские вузы давно пытаются вести работу по трудоустройству выпускников иначе и начинают ее задолго до выпуска.

Есть альтернативная модель подготовки священников, когда настоятели начинают работу с выпускниками минимум за 1,5 года до выпуска, а многие направляют своих абитуриентов, со своих приходов и из своих общин, уже с предварительным хотя бы самым общим представлением о том, как будет осуществляться его распределение. В том числе, часто это распределение бывает крайне востребованным в самой общине, из которой этот абитуриент вырос. Община естественным образом растет, активный настоятель всегда нуждается в помощниках, которые будут единомышленниками и будут приняты всей приходской общиной. В этой модели священник рассматривается как результат духовного роста всей общины, он находится в своеобразном«духовном родстве» с ней. В любом случае, в современной реальности духовной школы за 1 — 1,5 года до выпуска все студенты уже имеют вполне определенное представление о месте своего будущего постоянного служения. В том числе, как правило, предварительное согласование с епископом.

Как сместить акценты с модели, отвечающей метафоре«работника» к модели, построенной на метафоре«духовного родства»?

Участие духовника и прихода в пастырской подготовке в Православном Свято-Тихоновскомбогословском институте

Индивидуальное сопровождение учащихся и выпускников в современной системе духовного образования в Русской Православной Церкви

В современной системе духовного образования описанная выше схема распределения ответственности за подготовку священников давно не является, а возможно и никогда не являлась единственно возможной. В реальности, конечно, епископ всегда прислушивается к голосу представителей духовной школы, духовников и настоятелей. В свою очередь, духовники осуществляют пастырское попечение о будущих и молодых священниках, настоятели и община входят в их проблемы, заботятся о материальном положении, семейных проблемах и т. д. Наконец, духовные школы также все больше ориентируются на некое сопровождение студентов и выпускников в процессе подготовки и становления молодых священников.

«Положение о ставленническом экзамене» вменяет в обязанность представителям духовных школ сопровождение выпускников после хиротонии и распределения к месту постоянного служения:

Клирик(ректор, викарий, настоятель, священник, преподаватели духовных школ и православных университетов), который представляет к рукоположению ставленника, должен иметь попечение о рекомендованном, начинающем священнослужителе, особенно важно в первые два года служения не оставлять его без своего внимания. Необходимо 2−3 раза в год приглашать его к богослужению и проводить пастырские беседы о вопросах его церковного служения.[9]

Система индивидуальных наставников в духовных школах Русской Православной Церкви

В декабре 2013 Священным Синодом было одобрено«Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации».[10]; В этом документе предписано, чтобы к каждому учащемуся духовной школы был прикреплен индивидуальный наставник, который должен способствовать«развитию индивидуальных особенностей» обучающегося и помочь«адаптироваться к особенностям высшего образования в духовной образовательной организации».[11]

В реальности это сводится, как правило, к тому, что индивидуальные наставники должны помочь«выстроить свой индивидуальный образовательный профиль» или, еще более узко, должны привить навыки«написания научных и публицистических текстов»[12].

Однако, общая логика этого документа такова, что она предполагает именно выстраивание своей индивидуальной траектории подготовки к священству. Эта траектория включает в себя множество составляющих, которые обучающийся в семинарии или ПСТБИ должен каким-то образом сам соединить друг с другом. Это епископ и отношения с ним, это сама духовная школа — учебные курсы и практики, настоятель, духовник, община, наконец, семья, причем как родительская семья, так и семья, которую он должен создать до рукоположения.

Весь этот набор проблем учащийся должен каким-то образом решить сам. Важно, что все это, безусловно, может сделать только он сам при помощи — епископа, духовника, настоятеля, семьи и т. д. Но затем встает еще одна проблема, нужно не просто решить все эти вопросы, но еще и соединить эти совершенно разные стороны своего становления между собой. Если пользоваться языком«Положения о деятельности индивидуальных наставников», учащийся должен выстроить свою индивидуальную траекторию подготовки к священству.

Практика включения духовника и приходской общины в процесс подготовки священника в Православном Свято-Тихоновскомбогословском институте

В качестве одного из примеров сопровождения учащихся и выпускников по выстраиванию такой«индивидуальной траектории подготовки к священству» можно предложить систему индивидуальных наставников в ПСТБИ. Ее главной целью как раз и является включение духовников и приходских общин в процесс подготовки священников.

В чем суть этой системы?

При поступлении в ПСТБИ абитуриент должен представить рекомендацию духовника, который согласен ответственно участвовать в пастырской подготовке студента вплоть до его распределения к месту служения.

Далее, каждый семестр индивидуальный наставник студента связывается с духовником и просит его представить очередную рекомендацию к продолжению обучения и отчет об участии студента в жизни прихода в течении семестра. Если студент приехал из другой епархии, то он представляет две рекомендации — от своего духовника и от настоятеля того прихода в Москве, на котором он проходит различного рода приходские практики.

В процессе обучения все серьезные проблемы, т. е. такие, которые могут грозить отчислением, также обсуждаются с духовником. В обратную сторону, духовник и настоятель всегда могут обратиться к проректору по учебной работе и получить как информацию о своих студентах, так и обсудить те или иные предложения духовника об организации практик или решении каких-то проблем. Часть учебных практик(а практики проходятся во все время обучения, каждый семестр), могут быть пройдены на приходе или скорректированы в зависимости от нужд прихода.

В процессе распределения выпускника к месту служения(а это распределение осуществляется при переходе на последний семестр обучения) духовник также играет важную роль. Его мнение не только учитывается, но имеет важное значение, поскольку ему же вменяется ответственность за сопровождение вновь поставленного священника после рукоположения с точки зрения его духовного окормления. Со своей стороны индивидуальные наставники продолжают поддерживать связь с выпускниками и после рукоположения.

Если учащийся местом своего постоянного служения после выпуска видит не тот приход, на котором он вырос и из которого пришел в духовную школу, то за год или полтора до распределения он начинает включаться в жизнь того прихода, куда предполагается распределение. В результате к моменту подачи сведений о выпускниках в комиссию Священного Синода по распределению учащийся имеет значительный опыт взаимодействия с настоятелем и приходской общиной.

В результате студент проходит пастырскую подготовку«на виду» у своего духовника, своего прихода, настоятеля и прихода, куда он распределяется, и, наконец, у индивидуального наставника, задачей которого как раз и является осуществление связи между всеми составляющими пастырской подготовки.

Какие нюансы в этой системе существенны?

Во-первых, система индивидуального наставничества никак не подменяет и ни в коем случае не берет на себя функции духовника или настоятеля. Как было отмечено выше все эти разносторонние проблемы, с которыми сталкивается учащийся на пути своего пастырского становления, могут быть решены только им самим и только в его личном контакте с теми, кто отвечает за каждую из сторон этого становления: епископ, администрация духовной школы, преподаватели, настоятель, духовник и т. д. Однако, духовная школа в лице индивидуальных наставников может помочь учащемуся соединить между собой сами эти составляющие так, чтобы они дополняли, а не противоречили друг другу: административные отношения, учебную работу, отношения с настоятелем, духовную жизнь, участие в жизни общины и прихода и, наконец, даже семейную жизнь.

Во-вторых, индивидуальные наставники не являются каким-либоформальным звеном в системе пастырской подготовки. Они не ставят учащемуся оценок, не следят за ним, не подвергают никаким наказаниям или взысканиям, но напротив, имеют право ходатайствовать за обучающегося перед администрацией духовной школы. Индивидуальный наставник не становится еще одним звеном системы пастырской подготовки, он является ее внесистемным элементом. Эта неформальность позволяет индивидуальному наставнику дать учащемуся возможность преодолеть проблему противопоставления себя различным церковным институтам. Последняя задача сама по себе является важной проблемой в обществе постмодерна, принципиально отвергающем всякую институциональность, тем более, церковную.

Заключение: индивидуальная траектория подготовки священника

Что в конечном итоге дает модель пастырской подготовки, при которой духовник и община участвуют не только до поступления в духовную школу, но и во время обучения в ней в не меньшей мере, чем сама духовная школа? В чем преимущества модели, построенной на метафоре«духовного родства» в сравнении с моделью, отвечающей метафоре«работника»?

Возложение части ответственности на сами приходы, настоятелей и духовников.

Учащийся не чувствует себя брошенным и предоставленным самому себе, он знает, что всегда может обратиться не только к администрации духовной школы, но и к своему духовнику и настоятелю за помощью и советом в процессе пастырской подготовки. У него уже есть приход еще до всякого распределения к месту служения, он чувствует свою ответственность за этот приход и перед приходской общиной. В своем приходе он уже рассматривается как будущий священник, что накладывает существенные ограничения и требует особого поведения. С другой стороны, настоятель понимает, что он отвечает за учащегося, если не как за своего клирика, то, возможно, как за будущего клирика своего прихода. Может выстраивать с ним отношения, встраивать в жизнь прихода, давать поручения, практики, выяснять, какие стороны приходской жизни более отвечают наклонностям и способностям будущего священника. Приходская община еще до рукоположения учащегося привыкает видеть в нем будущего клирика, заботиться о нем и требовать от него соответствующего способа жизни и ответственности. Наконец, при такой системе подготовки в целом ответственность за подготовку абитуриента и затем учащегося духовной школы распределяется на духовника и приход. Это делает сам процесс подготовки менее оторванным от жизни, компенсирует внутренние проблемы духовной школы, помогает учащемуся справиться с неизбежными кризисами в процессе обучения.

Поддержка системы распределения и подготовки: имплементация в приход при распределении, адресные практики и подготовка.

Самой продуктивной формой такого взаимодействия является последующее распределение учащегося на тот приход, из которого он пришел в духовную школу, в ту общину, где он вырос. Здесь ничего нельзя скрыть, здесь требуется совсем другая мера ответственности и осторожности, здесь молодому пастырю легко учиться осторожности и чувствовать меру своей опытности рядом с прихожанами, которые знают его с юности, если не с детства. Здесь молодой священник уже встроен в приходскую жизнь, уже ведет какую-то деятельность, уже как-то знакома его семья и т. д. Проходил на своем приходе различные учебные практики. Большинство вопросов включения, в приходскую жизнь решены еще до рукоположения.

Горизонтальные связи — «партнерский приход».

При активном участии в подготовке священника со стороны настоятелей, духовников и общин еще до рукоположения у будущего священника возникает множество связей на своем приходе, не только с духовенством, но и с прихожанами, особенно с молодежью. Это позволяет молодому священнику с самого начала своей пастырской деятельности привлекать к участию в жизни прихода множество разных людей и сотрудничать с ними. Причем эти связи ценны тем, что возникли еще до его рукоположения. Они имеют характер«горизонтальных связей», т. е. возникших между людьми, стоящими на одном уровне. Это не отношения«сверху — вниз». Это особенно важно для молодого священника. Более того, исследования показывают[13], что именно те приходы, в которых священники могут и умеют устанавливать такие связи, т. е. передавать часть своих полномочий мирянам, оказываются самыми живыми, большими и активными.

Наконец, если даже учащийся рукополагается не на свой приход, но также начинает участвовать в его жизни значительно ранее своего выпуска, то возникает еще и связь между его новым приходом и духовником и настоятелем с его родного прихода. Эта связь может быть важной составляющей для плодотворного сотрудничества уже между разными общинами и приходами.

Практические выводы

Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости развития приходских общин требуют активного участия духовников, настоятелей и самих общин в процессе пастырской подготовки будущих священников. На духовников и приходские общины может быть возложена не только обязанность по поиску кандидатов к обучению в духовных школах, но и участие в процессе обучения.

Для того, чтобы участие духовников, настоятелей и приходских общин в подготовке священников было действительно значимым необходим более тесный контакт с духовной школой. Важно, чтобы настоятели и духовники были готовы к такому сотрудничеству. Оно не менее значимо для прихода и настоятеля, чем для учащегося и, тем более, самой духовной школы. Духовная школа, по крайней мере, Свято-Тихоновский богословский институт, к такому сотрудничеству готов и открыт. Причем готов подстроить какие-то индивидуальные формы подготовки учащегося к конкретным нуждам прихода, готов со своей стороны предъявлять какие-то требования, которые важны для прихода, и помогать учащемуся с решением его внутренних и внешних проблем.

 

[1] Черный А. И., свящ. Подготовка священников в католической церкви в Германии после II Ватиканского Собора(по официальным документам). Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия / Образовательное частное учреждение высшего образования«Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет». Москва, 2014

[2] URL: moseparh.ru/polozhenie-o-stavlennicheskom-ekzamene.html дата обращения: 23.02.2019.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Понятие духовника появляется и в других церковных документах, в том числе не касающихся таинства священства. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 г. был принят документ документ«О канонических аспектах церковного брака»(URL: www.patriarchia.ru/db/text/5075384 дата обращения:23.02.2019). Дополнительно к этому правоприменение сформулированных в документе положений, касающихся признания брака утратившим каноническую силу, вступления в повторный брак, в Московской(городской) епархии регулируется поручением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 7.07.2018г. В этом поручении фигура духовника играет ключевую роль и получает прямо канонический статус.

[6 ]Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2014 года.(URL: www.patriarchia.ru/db/text/3889092.html дата обращения: 22.02.2019).

[7] Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 года.(URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html дата обращения: 22.02.2019) См. также многочисленные выступления Святейшего Патриарха Кирилла в самых разных ситуациях, например: Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в нижегородском Дворце спорта профсоюзов 11 сентября 2009 г.(URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/740647.html дата обращения: 22.02.2019); Патриарх Кирилл: Каждый приход должен стать местом совершения добрых дел. 18 мая 2014 г.(URL: www.diaconia.ru/patriarkh-kirill-kazhdyj-prikhod-dolzhen-stat-mestom-soversheniya-dobrykh-del дата обращения: 22.02.2019).

[8] Проблемам построения общины на приходе был посвящен пастырский семинар 31 января 2019 года«Приходская община: от первого кирпича до третьего священника, выросшего на приходе»(URL: priest.today/seminars/40 дата обращения: 22.02.2019).

[9] Положение о ставленническом экзамене…

[10] Документ принят Высшим Церковным Советом 22 ноября 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 25−26 декабря 2013 года(журнал № 141).(URL: www.patriarchia.ru/db/text/3482691.html дата обращения: 22.02.2019).

[11 ]Там же.

[12] Там же.

[13] Орешина Д. А., Батанова П. В., Забаев И. В., Павлюткина Е. Л.«Партнерский приход»: Сотрудничество священников и мирян в развитии социальной деятельности в приходах РПЦ в начале XXI века. М.: ПСТГУ, 2018.

<< Вернуться на предыдущую страницу