Риторика кризиса религии и ее отражение в философской и теологической мысли Германии XX века — Лаборатория исследований церковных институций
Лаборатория исследований церковных институций

Проекты

Риторика кризиса религии и ее отражение в философской и теологической мысли Германии XX века

Проект завершён.

Финансирование

Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (проект №18-311-00336).

2018 – 2020

Аннотация

Руководитель проекта — свящ. Алексей Черный.

Задачей данного исследования было выяснить, как именно социально-политический, общефилососфский, научный ход мысли в эпоху модерна влияет на религиозную мысль и практику, связанную с ней. В центре внимания исследовательской группы была связь между социально-политическим, общефилософским, научным ходом мысли в эпоху модерна, с одной стороны, и религиозными идеями и практиками, вырабатывавшимися христианской традицией как ответ на эти тенденции и одновременно под их влиянием, с другой. Указанная связь прослеживалась применительно к использованию в немецкоязычных источниках риторической фигуры «религиозного кризиса» ХХ века, ставшей практически общим местом в католической теологии (и в особенной степени в богословии священства), истоки которой были обнаружены в философской традиции Германии – не в последнюю очередь, в трудах участников феноменологического движения.
Благодаря особому исследовательскому подходу – сосредоточению на понимании «кризиса» как толковательной категории, фиксирующей определенный способ осмысления действительности, а не как объективно-эмпирического факта – в рамках проекта удалось не только установить генезис и проследить отдельные случаи кризисной риторики, но и раскрыть внутренние закономерности обращения к этой теме. Так, было выяснено, что диагностирование кризисной ситуации всегда является частью более широкого «положительного» высказывания, транслирующего ту или иную нормативную позицию, являясь полемической формой легитимации той или иной богословской или церковно-практической программы. Вместе с тем была установлена семантическая специфика категории «кризиса», обусловленная своеобразием культурной ситуации модерна, что стало ценным подтверждением содержательной нетождественности теологических высказываний ХХ века более ранним концепциям.
Результаты проекта были апробированы в виде публикаций в рецензируемых журналах и докладов на международных научных конференциях. Создание регулярно действующего семинара, к участию в котором привлекались внешние эксперты, способствовало интеграции достижений группы проекта в более масштабные научно-исследовательские проекты.

Результаты

В первый год рабочей группой были разработаны общие методологические (внимание к риторике как средству осмысления действительности; совмещение обще-теоретического плана истории идей с анализом конкретных текстов философов и богословов) и теоретические (связанные прежде всего с предложенной Козеллеком концептуализацией “кризиса”) принципы исследования. В дальнейшем эти принципы были применены к анализу генезиса и содержания нарративов о “религиозном кризисе” в немецкой философии религии и теологии первой половины ХХ века, а также, более узко, к подробному изучению концепта “Priesterkrise” в католической пастырской теологии.

В рамках задачи изучения кризисной риторики в немецкой философии первой половины XX века Е. Костровой были выявлены истоки суждений о кризисе религии и религиозности в философии Ф. Розенцвейга и М. Бубера. Оценка современной эпохи как особенной, переломной в отрицательном смысле слова была характерна для интеллектуалов начала XX века и только усилилась после Первой мировой войны. При этом можно выделить несколько основных направлений, в которых были сформулированы обоснования такого критического восприятия: прежде всего, это искусство (в данном контексте особенный интерес представляют литература и отчасти музыка, где можно найти примеры утонченного анализа природы языка), гносеология и методология науки (в этом смысле важны неокантианство и феноменология, которые выстраивают подходы, альтернативные позитивизму) и анализ общества (в виде культурологии у Г. Зиммеля и в виде публицистически-социологического анализа у З. Кракауэра). Все эти мотивы отражаются в том, как выстраивается концептуализация экзистенциального, религиозного кризиса в работах М. Бубера и Ф. Розенцвейга: и "мнимое" общение, и самоуверенный, претендующий на всезнание разум, и общество, подменяющее истинные отношения формальным взаимодействием, – все это интерпретируется как симптомы одной болезни, излечить которую может только преображенная религиозность, по-новому и заново обращающаяся к откровению.

А. Кольцовым в статье “‘Духовный кризис’ начала ХХ века: от философских к религиозным интерпретациям” была изучена связь между тематикой духовного кризиса в феноменологической философии и религиозно-философскими проектами начала ХХ века. На материале исследований, посвященных кризисной риторике в феноменологии Гуссерля (Вальденфельс, Мёккель), а также труда современного католического мыслителя Глейкснера, в котором устанавливается ключевое значение категории “кризиса” для всей европейской философии модерна в целом, была установлена связь концепта “духовного кризиса” с историко-философским контекстом первой половины ХХ века. Было установлено, что кризисная риторика в немецкой философии главным образом связана с необходимостью переосмысления и реактуализации основных тем философии Нового времени, от Декарта до Гегеля. Важным результатом стало установление механизмов перехода кризисной риторики из историко-философского в религиозный контекст.

В докладе Кольцова “Церковь и современная культура: кризис взаимоотношений?” были представлены социокультурные и мировоззренческие факторы, обуславливающие нарратив о “духовном кризисе” в теологии ХХ века. Особое внимание при этом было уделено явлениям секуляризации - вследствие которого были поставлены новые для богословия вопросы о соотношении церковной традиции с современной светской культурой - и модернизации религиозных традиций.

Мотивы кризисной риторики в немецком богословии священства были представлены Е. Ерошевым в докладе, посвященном рассмотрению этого аспекта в работах папы Бенедикта XVI (Й. Ратцингера). Обращая внимание на общераспространенность тезиса о кризисе священства в ХХ веке, Ерошев указал на то, что это утверждение разделяется как либеральными, так и консервативными теологами. Доклад стал важным для проекта в целом “кейсовым” рассмотрением консервативного аспекта риторики кризиса священства, продемонстрировав универсальный характер этой риторической фигуры.

Свою дальнейшую проработку задача сравнить социально-политические и дискурсивные основания риторики «дособорного» и постсоборного «Priesterkrise» (кризиса священства) на материале немецкого католического богословия получила в докладах и статье А. И. Черного. Для этого автор выявляет в современной литературе 4 исторические «модели» католического священства, каждая из которых имеет в своем основании специфическую интерпретацию веры и Церкви, особый взгляд не только на священника, но и на историю Церкви, на ее современное состояние, на церковно-государственные отношения и т.д. Эти модели возникают в связи со специфической риторикой о несоответствии современного священства новозаветным основаниям. Черный высказывает предположение, что классификация «моделей священства» строится на попытке современных исследователей преодолеть существующий ролевой кризис священства с помощью уточнения современного образа священника, способного стать убедительным в современном мире, путем отказа от одних «моделей» и продвижения других. Однако каждая из моделей не отражает объективную историческую или социально-политическую реальность, а используется с целью заявить некое отношение к реальности.

К формальным результатам работы по гранту следует отнести по две статьи и четыре доклада, подготовленные исследовательской группой за каждый год работы проекта.

Проект реализовывался при участии Елизаветы Костровой и Нины Семеновой 

Участники

Евгений Ерошев МГЛУ, ПСТГУ

Александр Кольцов ПСТГУ

Алексей Чёрный к. богосл., PhD, н.с.

Публикации и выступления

Статьи

Кольцов А. В. «Духовный кризис» начала ХХ в.: от философских к религиозным интерпретациям // Вопросы философии. 2021. № 3. С. 79–88.

Кольцов А.В. Немецкая феноменология о религиозном кризисе первой половины XX в. // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. No 2. С. 59–70.

Черный А. И. Операционализация истории священства: к характеристике современной немецкоязычной историографии // Религия и Коммуникация: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 18–20 апреля 2019 г. Минск, Ковчег, 2019. С. 55–61.

Черный А. И. Новое богословие священства или Богословский антиклерикализм // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 52-63.

Доклады

Кольцов А. В. Церковь и современная культура: кризис взаимоотношений? II Международная духовная академия святого Евстатия Превлачского (Черногория, г. Тиват, 23-29 февраля 2020 г.)

Ерошев Е. В. Риторика кризиса религии в немецком богословии священства на материале работ Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера). Доклад на IV Международной научной конференции «Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития». Минск, 26.11.2019.

Кострова Е. А. Встреча теологии и философии в творчестве М. Бубера и Ф. Розенцвейга как ответ на кризисные настроения эпохи. Доклад на III конгрессе Русского религиоведческого общества «Религия и религии: дискурсы и практики». Санкт-Петербург, 04.10.2019.

Черный А., свящ. Institution vs Inspiration in 20th century German speaking Theology of the Priesthood: From Historiography to History. Доклад на 58-й ежегодной конференции Церковно-исторического общества (Ecclesiastical History Society) «Inspiration and Institution in Christian history». Дарем, Великобритания, 6-18.07.2019.

Ерошев Е. В. Риторика кризиса религии в немецком богословии священства на примере Гисберта Гресхаке- доклад на III Международной научной конференции Минской духовной академии «Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития». Минск, 15.11.2018.

Кольцов А. В. «Религиозный модернизм как случай кризисного мышления» - доклад на III Международной научной конференции Минской духовной академии «Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития». Минск, 15.11.2018.

Семенова Н. И. "Теология кризиса" как переходный этап в смене парадигмы протестантской богословской традиции - доклад III Ежегодной конференции Лаборатории исследований церковных институтов, ПСТГУ, 07.08.06.2018.

Черный А. И. «Богословский антиклерикализм» и переосмысление власти священника в католическом богословии XX века. Доклад на I конгрессе Русского религиоведческого общества «Понимание религии: исторические и современные аспекты». Секция «Власть в религии: иерархия, лидерство, авторитет, принуждение». МГУ: Москва, 20.10.2018.