Модели Церкви в русском богословии XX века
[грант Фонда развития ПСТГУ, договор № 04-0317/КИП 3 от 20 марта 2017 г.]
Анотация проекта
Исследование является логическим продолжением предыдущего проекта, который был посвящен предыстории современных расхождений по ключевым вопросам экклезиологии, наметившихся в православном богословии в XX веке. Одним из результатов проделанного на предшествующем этапе исследования стало установление факта присутствия конкурирующих подходов к пониманию роли и места первенствующей Церкви в структуре вселенского православия не только в рамках всего православного богословия, но и в недрах отдельно взятой русской богословской школы XIX — начала XX вв. Учитывая, что в XX веке противостояние между представителями разных подходов среди русских богословов привело к заметным спорам, следует признать, что существовавшие расхождения не только не были преодолены со временем, но напротив, только усилились. Данное наблюдение побуждает сосредоточить внимание на русской богословской школе XX века в попытке понять, как авторы того времени реагировали на обострившиеся экклезиологические противоречия и как стремились их преодолевать. Особый интерес представляет поиск альтернативных богословских моделей, которые могли служить снятию наметившихся расхождений. На сегодняшний день в научной литературе обзор экклезиологических построений русских богословов XX века ограничивается, как правило, немногочисленными именами представителей т. н. «парижской школы»: прот. Н. Афанасьева, прот. А. Шмемана, прот. И. Мейендорфа и именем проф. С. В. Троицкого, отстаивавшего противоположную позицию. Однако подобное ограничение, хотя и является вполне обоснованным, все же не отражает всей картины развития богословия о Церкви в русской богословской школе в XX веке, поскольку многие другие авторы разрабатывали схожие вопросы и внесли немалый вклад в развитие идеи первенства в Церкви. Нельзя ограничивать круг источников только эмигрантским контекстом и вычеркивать из него неакадемические тексты, появлявшиеся в эпоху гонений на Церковь в СССР. Многие новомученики обращались к теме Церкви, и в их писаниях можно встретить идеи и подходы, которые пересекаются с тем, что обсуждалось в то же время в богословской полемике между русскими авторами за рубежом. Но даже и в эмиграции выходили многие работы, которые в идейном плане могут быть вполне сопоставлены с трудами представителей «парижской школы». Данный проект направлен на обращение к работам тех авторов XX века, идеи которых до сих пор не получили надлежащего внимания в научной литературе.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: найти в русской богословской мысли XX века иные подходы к пониманию структуры Церкви и первенства в Церкви, нежели те, что были озвучены представителями «парижской школы» в рамках т. н. «евхаристического богословия». Задачи проекта: 1) рассмотреть работы эмигрантских авторов по экклезиологии и выявить в них идеи, расходящиеся с представлениями о первенстве в Церкви, характерными для «парижской школы»; 2) выявить в писаниях русских новомучеников такие подходы к пониманию церковного устройства, которые можно соотнести с пониманием идеи первенства в Церкви; 3) сформулировать характерные особенности альтернативных подходов к пониманию первенства в Церкви в русском богословии XX века.
Участники
Публикации и выступления
Статьи
Ермилов П. В., Паромов К. Я. Экклезиологические взгляды М. А. Новосёлова: по материалам 1920-х годов // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 26. С. 11–56.
Ермилов П. В. Образ Церкви в творениях священномученика Дамаскина Цедрика // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 28–47.