История евхаристических споров на Христианском Востоке: переписка Александрийского Патриарха Герасима Паллады с сирийскими христианами — Лаборатория исследований церковных институций

Лаборатория

История евхаристических споров на Христианском Востоке: переписка Александрийского Патриарха Герасима Паллады с сирийскими христианами

Финансирование

Фонд «Живая Традиция»

Срок реализации: май 2021 — апрель 2023

На фоне большого числа отечественных исследований, посвященных евхаристическим спорам в России второй половины XVII века, совсем мало известно о схожих дискуссиях на Христианском Востоке. Избранный в рамках проекта сюжет интересен не только своей близостью по времени и причинам возникновения к русским спорам, но и своими широкими географическими рамками, обымающими почти весь ареал греческого интеллектуального влияния и простирающимися от румынских княжеств и Константинополя до Сирии и Египта. В 1701 году Александрийский Патриарх Герасим направил сирийским христианам в ответ на их запрос свое мнение касательно времени преложения святых Даров, на которое получил два ответа, один из которых содержал критическое возражение. Специфика данного письменного спора требует комплексного подхода в его изучении и участия специалистов в разных областях: филологов, историков и богословов. В 2006 г. вышло критическое издание греческого оригинала послания Патриарха Герасима, но его арабский перевод, существующий в двух редакциях, а также ответы на него арабов-христиан до сих пор не введены в научный оборот и известны исключительно в рукописях. Поэтому одной из задач проекта является выявление рукописей переписки в разных собраниях и подготовка критического издания арабских текстов послания Герасима Паллады и ответов сирийских христиан с необходимым филологическим комментарием ввиду непростой традиции переводного текста. Следующей задачей является реконструкция истории переписки между Александрийским Патриархом и общинами в Антиохийском Патриархате в широком контексте отношений Восточных Патриархатов между собой и с Римско-Католической Церковью на рубеже XVII—XVIII вв. Наконец необходимо проанализировать послание патриарха Герасима и ответы на него в контексте греко-латинской полемики по данному вопросу, начавшейся еще в XIII в. Целью такого исследования может стать установление источников богословских и литургических аргументов обеих сторон, и встраивание спора между Герасимом Палладой и его оппонентами в традицию осмысления вопроса о времени пресуществления, восходящей к дискуссии об эпиклезе на Ферраро-Флорентийского соборе, первым печатным изданиям венецианского Евхология XVI в. и усилиям католической пропаганды на Востоке в XVI—XVII вв. Отдельную тему для исследования представляет попытка Патриарха Герасима воплотить выраженную в послании сакраментологию в богослужебной жизни Александрийского Патриархата, а именно санкционированное им изменение практики гласного и тайного чтения эпиклезы и установительных слов в составе молитвы анафоры во время литургии.

Участники

Михаил Бернацкий н. с.

Павел Ермилов Заведующий лабораторией, руководитель секции общих проблем экклезиологии

Константин Панченко д.и.н., МГУ

Юлия Петрова к.филол.н, ИВ НАН Украины