История понятий как отражение социальной и ментальной истории Русской Церкви — Лаборатория исследований церковных институций
Лаборатория исследований церковных институций

Проекты

История понятий как отражение социальной и ментальной истории Русской церкви

Проект завершен.

Финансирование

Фонд «Живая Традиция»

2021 – 2022

Аннотация

Руководитель проектаФёдор Гайда.

Традиционно историография истории Русской Церкви рассматривает XVIII–начало XX вв. в качестве монолитного «синодального» периода. Основой для выстраивания понимания того, «чем» является история Русской Церкви и «что» является маркером тех или иных ее исторических трансформаций при таком рассмотрении до сих пор служит историко-институциональный подход. Однако очевидно, что такой подход оказывается не чувствителен к трансформации мышления, которое зачастую отнюдь не следовало за развитием институциональной номенклатуры. И именно изучение ментальной истории — то есть того, как историческая реальность отражалась в общественном сознании — обеспечивает связанность истории как формы социальной эпистемологии (при этом историко-интитуциональный подход акцентирует внимание на разрывах — «начале и конце» бытования тех или иных институциональных форм). Методология истории понятий, еще не прочно вошедшая в научное поле отечественных исследователей, до сих пор практически не применялась в изучении истории Церкви. Между тем уточнение базовых понятий в самых разных сферах, особенно в изучении исторического мышления, несомненно является ключом к пониманию тех социальных и интеллектуальных процессов и трансформаций, которыми была богата отечественная история в Синодальный период.

Язык и ключевые понятия, возникающие в общественно-церковном пространстве Синодальной эпохи (духовничество, духовное сословие, ученое монашество, монастырь в миру, община, соборность, интеллигенция и др.) выступали инструментами, с помощью которых очерчивались представления о сакральном и секулярном, нормальном или кризисном, описывались и оформлялись индивидуальные и коллективные идентичности в рамках Русской церкви. Исторические понятия воспринимаются исследователями зачастую исходя из категорий сегодняшнего времени, чем создается ложное представление как о системе мышления отдельных исторических персонажей, так и о целых общественно-церковных дискурсах (например, с точки зрения современной лексики, мы с легкостью можем говорить о «церковной интеллигенции», в то время как в конце XIX в. это словосочетание по ряду социальных, политических и культурных причин выглядело скорее оксюмороном или некоторым пока неосуществленным проектом).

Кроме того, историческая семантика позволяет глубже понять и в чем-то переосмыслить историю институтов, выделив некоторые закономерности, которые еще нуждаются в проверке: к примеру, возникновение и развитие понятия «соборность» на определенном этапе «приводит» к Собору 1917–1918 гг.; актуализация понятия «община» в риторике середины XIX в. «приводит» к церковным проектам «коммунитарного» типа (братства, церковные общины, «монастыри в миру» и т. д. — умножающиеся в начале XX в.); понятие «харизма», которое появляется в русском лексиконе в начале XX в., в некотором смысле предопределяет трансформацию представлений о церковном авторитете, которая дала знать о себе уже в эпоху кризиса церковно-государственных отношений 1920–1930 гг., в частности, в рамках движения иерархов, «непоминающих» митр. Сергия (Страгородского).

Участники

Николай Ванифатьев

Надежда Винюкова к.и.н. БРЭ

Федор Гайда д.и.н., МГУ, ПСТГУ

Глеб Запальский к.и.н., МГУ

Евгений Лютько PhD, ПСТГУ

Алексей Чёрный к. богосл., PhD, н.с.

Публикации и выступления

Статьи

Lyutko E., Zapalsky G., Yachmenik V. “Let Us Bear Illness with Dignity and Righteousness”: Physical and Spiritual Affliction in the Understanding of the Elders of Optina // Popa K.-S. (ed.) Soul and Body Diseases, Remedies and Healing in Middle Eastern Religious Cultures and Traditions. Brill, 2023. P. 370–390.

Černyi A. I. Sündenvergebung oder spirituelle Führung? Transformation der Bedeutung von „duhovnik“ in der russischen Sprache des 19. Jahrhunderts // Slověne. 2022. Vol. 11, No 2. P. 149–167.

Винюкова Н. В. Русская «интеллигенция» рубежа XIX–XX веков: от светского канона к церковному // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 6, № 1. С. 65–88.

Гайда Ф. А. «Соборность»: к вопросу о понимании термина в общественных кругах России в XIX – I четверти XX вв. // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 6, № 1. С. 17–40.

Доклады

Ванифатьев Н. А. 6-я заповедь Декалога в интерпретации оптинских старцев. Доклад на ежегодной конференции «Ломоносов-2022» в МГУ. Москва, 11 апреля 2022 г.

Ванифатьев Н. А. Модель старческого служения иеросхимонаха Амвросия (Гренкова). Доклад на ежегодной конференции «История Церкви: факт и мысль» в МДА. Сергиев Посад, 05 мая 2022 г.

Лютько Е. И. Пастырь и община – траектория развития понятий и момент встречи в языке XIX в. Доклад на семинаре по истории понятий, проводимый Лабораторией исторической и культурной антропологии совместно с Институтом русского языка им. В. В. Виноградова. Zoom, 27 апреля 2022 г.

Лютько Е. И. Понятие “пастырь” в древнерусской письменности. Доклад на круглом столе «Духовная власть в христианской традиции: ключевые понятия» (ПСТГУ). Москва. 18 марта 2022 г.

Гайда Ф. А. Запад и эволюция концепции личности у Ф.М. Достоевского. Доклад на международной научной конференции “Федор Михайлович Достоевский и европейская культура. К 200-летию великого русского писателя”. НИУ ВШЭ, Москва, 16-23 апреля 2021 г.

Гайда Ф. А. Эволюция понятия “прогресс” в российской общественной мысли конца 1820-х - 1830-е гг. Доклад на международной научной конференции "Русско-немецкая интеллектуальная история: от проекта Просвещения к проекту Модерна”, НИУ ВШЭ, Москва. 12-20 ноября 2021 г.