11 июня 2025 г. в секции исследований религиозного лидерства прошел круглый стол, посвященный проблеме отсечения своей воли в истории христианской мысли.
В первой части были представлены доклады по древнехристианскому контексту, греческому и латинскому.
Руководитель секции, С. А. Воронцов, представил доклад о различных способах рассуждений о волe в латинском позднеантичном христианстве. В греко-язычном же контексте эта проблема была представлена в трех докладах. Старший преподаватель кафедры Систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ Н. К. Антонов рассказал об особенностях греческой лексики в отношении топоса отсечения воли и о значении понятия послушания для авторов IV в. Младший научный сотрудник ИФ РАН и аспирант философского факультета МГУ И. Е. Сурков представил доклад об отверждении воли как условии подлинной субъектности в наследии прп. Максима Исповедника. Научный сотрудник секции Э. Ю. Канаева в своем докладе попыталась проследить связь отсечения воли и исповеди у прп. Иоанна Лествичника и его комментаторов.
Во второй части круглого стола были рассмотрены казусы и примеры развития топоса отсечения воли в отечественном контексте.
Три доклада представили сотрудники Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ. Диакон Евгений Лютько рассмотрел понятие отсечения воли и его синонимы в дневниках прав. Иоанна Кронштадтского, свящ. Алексей Чёрный обратился к наследию свт. Феофана Затворника, а Н. А. Ванифатьев – к письмам Оптинских старцев. Русской святоотеческий материал дополнил доклад сотрудника секции В. А. Ячменика о развитии этого аскетического топоса в контексте русской религиозной мысли начала XX в.
Старший преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ А. В. Макарова представила доклада о том, как проблема отсечения воли преломляется в дискуссии о социальной роли монастырей в публицистике начала XX века. Доцент кафедры истории Церкви МГУ Г. М. Запальский рассмотрел дискуссию о совместимости архиерейства с монашеством в России начала XX в.
В круглом столе также приняли участие Е. Ю. Рещикова и прот. Н. Емельянов.

