Сотрудники Лаборатории исследований церковных институций выступили в МГУ на II Конгрессе Русского религиоведческого общества - Новости — Лаборатория исследований церковных институций
Лаборатория исследований церковных институций

Новости

Сотрудники Лаборатории исследований церковных институций выступили в МГУ на II Конгрессе Русского религиоведческого общества

Сотрудники Лаборатории исследований церковных институций выступили в МГУ на II Конгрессе Русского религиоведческого общества

II Конгресс Русского религиоведческого общества проходил в ПСТГУ и МГУ 19—20 октября 2018 г. Сотрудники Лаборатории свящ. Алексей Черный и Кирилл Алексин выступили 20 октября на секции «Власть в религии: иерархия, лидерство, авторитет, принуждение».

Доклады секции можно разделить на 2 группы. Если авторы первых трех докладов, по большей части касались отдельных кейсов и исторических ситуаций проявления религиозной власти (Шаповалова, Горюнов), то последние 3 выступления (Грива, Черный, Алексин) рассматривали проблемы переосмысления властных проявлений в религии в свете современных общественных и политических тенденций.

Доклад Е. В. Шаповаловой (к.и.н., РГГУ, Москва) поднимал «Проблему границ религиозной власти во Франции конца XVI в. (на примере убийства кардинала де Гиза)». Устранение лидера радикальных католиков в королевском замке Блуа, инициированное лично Генрихом III, поднимало не только вопрос неприкосновенности духовного лица, но и границ церковной юрисдикции и прав христианского короля, а также заставляло по-новому посмотреть на проблему «оскорбления величества», рассматривавшуюся как в светской, так и в религиозной плоскости. Немаловажным обстоятельством представляются и переговоры с Римским престолом, в ходе которых актуализировалась традиционная для Франции тема взаимоотношений «алтаря» и «трона».

Горюнов С. А. (РГГУ, Москва) в своем докладе рассматривает отношение к инославию и «религиозному другому» в светской и духовной цензурах Российской Империи эпохи Николая I. Для этого автор предпринимает анализ цензурного дела 1848 г. по поводу полемического сочинения архиепископа Игнатия (Семенова) «О таинствах Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» и на этом примере иллюстрирует позицию светских властей и аргументы Синода о допустимых формах межконфессионального диалога в мультирелигиозной среде.

В докладе О. А. Гривы (д. ф. н., КФУ им. Вернадского, Симферополь) была освещена деятельность молодого и наиболее радикального и экзотичного направления среди христианских деноминаций — «Византийского католического патриархата». В борьбе за чистоту христианских идеалов эта организация последовательно предала анафеме глав большинства крупных христианских сообществ во всем мире. В настоящее время она представляет собой одну из наиболее радикально настроенных религиозных групп, выступающих против служения светских и церковных властей духу времени.

Два последних доклада секции рассматривали проблемы религиозного лидерства в современном мире.

Священник А. Черный (к. богосл., ПСТГУ, Москва) проанализировал переосмысление власти католического священства на примере богословия Ганса Кюнга. Автор делает вывод, что радикальные богословские идеи, ставшие одной из важных причин кризиса священства, явились, в свою очередь, результатом того, что Кюнг называет «многовековым богословским и практическим клерикализмом». Однако эта реакция сформировала совершенно новое явление в католической мысли, которое может быть охарактеризовано как «богословский антиклерикализм».

Чтец К. В. Алексин (ПСТГУ, Москва) в докладе «Пришел ли „новый“ священник на смену „традиционному“?» попытался ответить на вопрос о влиянии нормативных документов РПЦ на повседневность и самовосприятие российского духовенства. Докладчик заключил, что изменения происходят очень медленно и скорее на уровне практики, чем на уровне ментальности. Если и возможно говорить о «новом священнике», пришедшем на смену «традиционному», то скорее мы можем зафиксировать адаптацию священников к их новому статусу в обществе и констатировать новые способы распределения своего времени. Говорить же о принципиальном обновлении задач священника мы не можем. Такое положение вещей таит в себе потенциальных конфликт между «функциональным» священником-специалистом и «традиционным» священником, центрированном на священнодействии.

<< Вернуться на предыдущую страницу